В ходе исследования событий Холокоста на Осиповичской земле Неонилой Львовной и ее помощниками установлены фамилии более 100 евреев, погибших во время войны, но отсутствующих в книге «Память. Осиповичский район», а так же 25 случаев оказания жителями нееврейской национальности помощи евреям, преследуемым фашистами, собран богатый фактический материал о жизни, деятельности и личных качествах Праведников народов мира Осиповичского района. По ходатайству Н.Л. Цыганок и ее учениц Виты Новик и Валерии Зайцевой в 2007 г. Алексею Денисову, спасшему Сарру Утевскую присвоено звание Праведник Народов Мира (посмертно). Н.Л. Цыганок является автором-составителем сборника исследовательских работ школьников, статей и воспоминаний «Война известная… и неизвестная», выдержавшего уже два издания (2010 и 2012 годы).
В 2015 г. Неонила Львовна начала работа по поиску доказательств спасения во время Великой Отечественной войны еврейских детей, братьев Леонида и Бориса Гришановичей, православным священником протоиереем Стефаном Кучинским в местечке Свислочь Осиповичского района. В августе 2016 г. отправлены материалы в музей Яд Вашем (Израиль) для присвоения звания Праведник Народов Мира протоиерею С. Кучинскому (посмертно).
Вниманию посетителей сайта предлагается статья Н.Л. Цыганок о подвижнической деятельности протоиерея С. Кучинского в годы Великой Отечественной войны.
История эта началась, как часто бывает, совершенно случайно. Собирая материал для книги «Война известная… и неизвестная», я познакомилась с Цылей Гильявной Рубинчик, бывшей жительницей местечка Свислочь, чудом избежавшей расстрела в октябре 1941 г., когда были уничтожены все евреи Свислочи, в том числе и ее семья.
Именно от нее я узнала о том, что православный священник, настоятель Свято-Успенской церкви в местечке Свислочь Осиповичского района протоиерей Стефан Онуфриевич Кучинский во время Великой Отечественной войны спас от верной гибели двух еврейских детей, братьев Леонида и Бориса Гришановичей.
Эта история меня очень заинтересовала, и летом 2015 г. я вместе со своими учениками начала поиск. Необходимо было доказать, что свидетельства Ц.Г. Рубинчик правдивы и что этот случай действительно имел место. Сделать это оказалось совсем не просто.
Поиск начался с опроса жителей д. Свислочь, но, к сожалению, он не принес желаемого результата. Старожилов уже практически не осталось, поэтому подтвердить факт спасения таким путем не удалось.
Тогда мы решили обратиться в архивы. Для получения документальных свидетельств пришлось лично работать и отправить запросы в Центральный архив МО РФ в г. Подольск (Россия), архив Минского епархиального управления, Национальный архив Республики Беларусь, центральный архив КГБ, архив КГБ по Могилёвской области, архив Аппарата Уполномоченного по делам религий и национальностей, государственный архив Могилёвской обл., зональный государственный архив в г. Бобруйске и другие. Недостающие сведения были также получены из Генеральной прокуратуры Республики Казахстан, Комитета по правовой статистике и специальным учетам Республики Казахстан, администрации Висагинского самоуправления Литвы.
К нашему поиску были подключены учителя Новикова С.А. (Елизовская СШ), Лавренчиков А.С. (Свислочская СШ), работники сельских исполкомов, отдела ЗАГС Осиповичского райисполкома, церковнослужители, коллеги по СШ № 2 г. Осиповичи, Ясенской СШ и многие другие.
Благодаря этим неравнодушным людям нашли спасенного Бориса Гришановича, (к огромному сожалению, Леонид Гришанович уже ушел из этой жизни), вдову Л. Гришановича Л. П. Устьянцеву, проживающую в г. Висагинас (Литва). В г. Витебск и г. Великие Луки (Россия) отыскались родные внуки Стефана Кучинского. В нашем городе совершенно случайно обнаружилась воспитанница Свислочского детского дома М. П. Альферович (по мужу Тиминская), которая хорошо знала обоих братьев Гришановичей. Со всеми этими людьми я встретилась, записала их воспоминания и сейчас могу представить достаточно полную картину тех далеких событий.
Стефан Онуфриевич Кучинский родился 24 марта 1875 г. в селе Казимировка Речицкого района Гомельской области (согласно современному административному делению) в семье священника. В 1898 г. он окончил Могилевскую духовную семинарию со званием студента семинарии и начал служить в различных духовных и светских учреждениях г. Пинска в качестве учителя.
В 1902 г. рукоположен в сан иерея и назначен священником Свято-Успенской церкви в местечке Свислочь нынешнего Осиповичского района. В это время в деревне были две православные церкви, но 13 февраля 1906 г. одна из них, Свято-Николаевская, постановлением Св. Синода была закрыта, а приход присоединен к Успенской церкви, где служил священником отец Стефан. В 1906 г., уже при отце Стефане, Успенская церковь была отстроена заново. В 1912 г. возвели звонницу на четырех столбах, которая находилась в стороне от церкви.
С 1912 г. по 1914 г. Стефан Кучинский служил военным священником 17 артиллерийской бригады, но после начала Первой мировой войны попал в плен к австро-венграм и пробыл там до 1918 г.
После окончания Первой мировой войны и возвращения из плена Стефан Кучинский некоторое время работал в комиссии содействия пленным и беженцам (Пленбеж) в г. Ливны, а затем был направлен священником в Михайловскую церковь села Куськино Курской области, где и прослужил до 1926 г.
А дальше случилась поразительная вещь. Жители местечка Свислочь обратились к патриарху Московскому с просьбой прислать в их церковь настоятелем опять Стефана Кучинского, который служил у них более 10 лет назад. Безусловно, эта просьба о многом говорит.
Чем же запомнился местечковцам отец Стефан? Подробности сейчас узнать сложно, но в своих воспоминаниях Цыля Рубинчик так описывает отца Стефана: «Этот батюшка жил раньше у нашего деда на квартире. Он был замечательным человеком. Если есть добрые люди, так это был он». А внук Стефана Владимир Георгиевич Кучинский вспоминает, что в 1970-х гг. местные жители говорили ему: «Твой дед был очень хорошим человеком».
Узнать, каким он был внешне, довольно сложно. Сохранилась только одна фотография уже очень пожилого человека. Но те, кто с ним был знаком, описывают его так: «Он был седой, длинный волос, обросшая борода и все время в черном. Был уже старый, среднего телосложения. Для меня он был высокий» (М.М. Яновская). «Дед был худощавым, высоким человеком. Волосы седые, длинные, носил небольшую бородку. Он в молодости был темно-русый или брюнет, но не рыжий и не светлый» (В.Г. Кучинский).
О личной жизни Стефана Кучинского известно мало. Его жену звали Антонина (дев. фамилия Гарбарук). В 1904 г. родилась дочь Серафима, в 1907 г. – Людмила. 15 апреля 1915 г. г. Тавастчусе (Финляндия) – сын Георгий.
Приехав в 1926 г. повторно в Свислочь, батюшка прожил здесь до 1950 г., когда, по независящим от него обстоятельствам, был вынужден переехать в д. Зборск Осиповичского района и стать настоятелем церкви Св. Косьмы и Дамиана. Здесь отец Стефан прослужил до самой своей смерти в 1955 г.
С началом Великой Отечественной войны религиозная жизнь на оккупированной немцами территории оживилась. Стали открываться православные церкви. По свидетельству старейшего жителя дер. Свислочь Г.Т. Забавского, «в 1941 г., примерно с октября – ноября, была попытка совершать церковную службу в доме, где сейчас двухэтажный магазин (первый этаж, правое крыло). Службы проводил священник Кучинский. Потом здание заняла полиция. После расстрела евреев служба проходила в старом еврейском доме (по ул. Замковой)». Официально считается, что служба в православной церкви в местечке Свислочь началась 15 января 1943 г. Однако положение священника было непростым.
В первые дни оккупации республики всем священнослужителям было приказано составить «клировые ведомости» – предоставить данные о состоянии храма, клира и прихода, заполнить личные анкеты священников и псаломщиков. После этого документы отправлялись на рассмотрение в районные управы, где их проверяли и давали разрешение на богослужения. Кроме того, в 1943 г. на каждого православного священника гестапо составляло анкету, для заполнения которой священники приходили в консистории. Православное духовенство не имело права свободного передвижения по территории Белоруссии. Для любой поездки необходим был пропуск, который выдавался оккупационными органами власти после подробного объяснения цели поездки.
В этих условиях противоречить распоряжениям оккупационных властей было равносильно самоубийству. Ведь за любое неповиновение наказание было одно – расстрел. Особенно это касалось спасения евреев, которое сопровождалось массой трудностей. Те, кто хотел помочь евреям пережить опасность, рисковали быть схваченными и наказанными самым жестоким образом. Кроме того, было непросто организовать снабжение прятавшихся людей. Наконец, враждебность по отношению к евреям среди нееврейского населения была серьезным препятствием к их спасению.
Но отец Стефан не испугался. А ведь он отвечал не только за себя. Из воспоминаний его внука Владимира Кучинского: «Мы жили в Свислочи с дедом одной семьей. Улица шла вдоль реки Свислочь. На этой улице, недалеко от моста, и стоял наш дом. В нем проживали дедушка Стефан, бабушка Антонина, тетя Серафима, моя мама Александра, сестра Лариса и я». Можно себе представить, что было бы с этой семьей, если бы тайна раскрылась!
И, тем не менее, отец Стефан пошел на риск и укрыл у себя в доме двух мальчишек из еврейской семьи – Леонида и Бориса Гришановичей.
Семья Гришановичей не проживала постоянно в Свислочи. До начала войны они жили в деревне Верейцы. Глава семьи Алексей Устинович Гришанович, по национальности белорус, был председателем сельсовета, мать, еврейка Галина (точное отчество не известно до сих пор) – учительницей. В семье было трое детей, все мальчики: старший Владимир (год рождения примерно 1934), средний Леонид (1935 г.р.) и младший Борис (1938 г.р.). У отца было четверо братьев: Петр, Иван, Аким и Платон. Родом они из д. Химное Осиповичского района. Иван по образованию историк, жил с семьей в Осиповичах, работал в школе. У него была жена Анастасия и двое маленьких детей: Виктор и Александр. О Платоне и Акиме практически ничего не известно. Предположительно, Платон жил в д. Устиж, а Аким – в д. Зборск Осиповичского района. У Акима был сын Дмитрий.
О семье Галины, о том, как она погибла, точно не известно. Ц. Рубинчик рассказывает об этом так: «Собрали всех женщин-евреек, которые были замужем за русскими, и сказали, что поедут они в Осиповичи. Там была ещё Лида (муж ее работал каким-то связистом), Гришанович… Других не помню. Кажется мне, что это было в сентябре 1941 г. Как потом выяснилось, довезли женщин до Липеня, на мосту сбросили в р. Свислочь и расстреляли с моста». Других свидетельств на сегодняшний день нет.
Все эти данные стали мне известны после того, как я разыскала одного из спасенных детей – Бориса Гришановича. К сожалению, сам он мало что помнит и в силу малолетства в годы Великой Отечественной войны, и в силу плохого здоровья сейчас. Пришлось собирать сведения буквально «с миру по нитке». Вот что удалось узнать.
В первые же дни войны отец мальчиков и муж Галины Алексей Гришанович ушел на фронт, где и погиб. Женщина осталась одна с тремя детьми. Где оказались дети после ее гибели, как они попали к С. Кучинскому – неизвестно. В имеющихся свидетельских показаниях очень много разногласий.
В документах Б.А. Гришановича говорится, что с июня по октябрь 1941 г. они скрывались в дер. Устиж (у дядьки Платона?), с октября 1941 до конца зимы 1942 г. – у священника Кучинского в Свислочи, с весны 1942 г. до освобождения Красной Армией в 1944 г. – в немецких детских домах.
В воспоминаниях, записанных мною в июле 2016 г., Борис так описывает эти события: «После того, как убили мать, священник Свислочской церкви Кучинский нас с Леней забрал к себе. Приходили немцы, искали, но он нас спрятал и так сохранил нам жизнь. Закрывал подушками, немцы их штыками протыкали, стреляли, но в нас не попали. Остались живы. Сколько мы у него жили, я не помню. Но хорошо помню, что, когда после войны мы с Леней уже были в детском доме, батюшка Кучинский нас навещал. Приглашал нас, и мы приходили в церковь за пасхой обычно. Угощал крашеными яйцами и всем, что к Пасхе готовят».
Л.П. Устьянцева со слов своего мужа рассказала следующее: «После убийства матери Леня и младший его брат Борис остались одни. Леня говорил мне, что их спас православный священник в дер. Свислочь, куда они пришли с матерью, надеясь сохранить свою жизнь, спрятавшись у родственников. Этот священник Кучинский крестил детей в православную веру. Мой муж показывал мне медный крестик, который при крещении дал ему священник. С этим крестиком муж, хотя и работал в прокуратуре и был членом КПСС, никогда не расставался, носил его в наружном кармане пиджака.
Муж рассказывал мне, что долго находиться у священника они не могли (к сожалению, сейчас я уже не помню, по какой причине). Леонид говорил, что какая-то женщина привела их с Борисом в г. Осиповичи (это в 25 км от дер. Свислочь) к жене его дяди Ивана Гришановича, родного брата отца. Иван был на фронте, а тетка жила с двумя детьми в оккупации. На некоторое время она приютила племянников, но сделала это неохотно. Леня вспоминал, что в это время они сильно голодали, копали картошку по полям, собирали все, что можно было съесть. В скором времени тетка сдала братьев в немецкий детский дом».
Тем не менее, кроме уже указанных, есть свидетельские показания Л.А. Ковалевой (Литвин) и Кучинского В.Г. о спасении Леонида и Бориса Гришановичей.
В частности, Л.А. Ковалева рассказала мне, что «иногда мама ходила к нашему священнику Кучинскому и брала меня и сестру с собой. Я лично много раз была у него дома. Жил священник с дочкой Симой в обыкновенном деревенском доме. Он был высокий, не полный, симпатичный такой мужчина, с бородой. Очень приветливый. Он и угощал нас чем-то, кажется, это были пирожки и еще что-то. Мама нам с сестрой говорила, показывая на дверь в одну из комнат: «Посмотрите на эту дверь. За этой дверью живет мальчик. Нельзя про него никому рассказывать». Мы тогда поняли, что там прячется Леня. Мама нам называла его имя. Время, когда это было, я точно указать не могу. Все-таки я была маленькая, помню события войны урывками. Леня после войны учился со мной в одной школе в Свислочи. Я его хорошо помню. Светленький, пухленький, полный такой мальчик. А жил в детском доме».
А вот что рассказал мне В.Г. Кучинский, внук С. Кучинского: «Мама говорила мне уже после войны, что её свекор спас еврейских детей Гришановичей. Но подробностями я не интересовался. Однако факт этот запомнил. Как вам сказать? Запоминаются ведь редкие истории, а спасение еврейских детей и было таким редким случаем. Мама говорила об этом факте как об исключительном поступке деда Стефана».
Нет ничего удивительного в том, что о спасении еврейских детей в местечке не знали. Было очень опасно об этом говорить. Вот как рассуждает об этом Л.А. Ковалева: «В деревне после войны многие знали, что Леню Гришановича спас священник Кучинский. После войны это уже не было тайной. А во время войны кто это скажет? Кто скажет? Тот, кто прятал евреев, молчал. Кто это хочет, чтоб его повесили? Если бы кто-то узнал, донесли бы, и все. В Свислочи всякие люди были. Некоторые могли и донести немцам. Почему мама нам об этом сказала? Мы были вхожи к священнику, можно сказать, дружили с ним. И, кроме того, моего отца убили немцы, ведь он был еврей. Мы знали о евреях больше, чем белорусы из местечка. А у Лени мать была еврейка».
Как выяснилось уже после войны, старшего брата Владимира Гришановича немцы угнали в Германию, откуда после освобождения он был отправлен в Калининград, где и прожил всю жизнь до самой смерти в 2013 г. Леня и Боря Гришановичи после освобождения воспитывались в Свислочском детском доме.
Все братья получили образование. Леонид и Борис – высшее (Леонид юридическое, Борис – экономическое), трудились на различных должностях в народном хозяйстве. У всех есть дети: у Владимира сын Максим и дочь Наталья (ее уже нет в живых), у Леонида – Ирина, живет в г. Яровое Алтайского края. Дочь Бориса Елена с семьей проживает в Канаде. У нее уже взрослая дочь Юлия.
Конечно, ничего бы этого не было, если бы не обыкновенный сельский священник протоиерей Стефан Кучинский. Он совершил настоящий подвиг человека и гражданина. Долг всех людей, всех нас, живущих в мирной и независимой Беларуси, отдать дань благодарности и признания человеку, который, не делая различий по национальному признаку и вероисповеданию, рискуя собственной жизнью, сохранил чужую жизнь.
Руководствуясь этим принципом, Борис Гришанович написал ходатайство о присвоении звания Праведник народов мира С.О. Кучинскому: «Считаю, что остался жив только благодаря мужеству простого деревенского священника Стефана Кучинского. Он заслуживает звания Праведника, потому что спас не только мою жизнь, но и жизнь моего брата Леонида. Жалею, что не подал ходатайство раньше. Но я просто не знал, живя в Советском Союзе, что это можно сделать. Но отблагодарить человека, хоть и посмертно, никогда не поздно. Убедительно прошу присвоить звание Праведника народов мира православному священнику Стефану Кучинскому (посмертно)».
Решение о присвоении звания «Праведник народов мира» в Иерусалиме было принято в 1963 г. Тогда же Яд Вашем установил определённые критерии, согласно которым стало присуждаться звание «Праведник Народов Мира»:
— «Праведником» может быть признан человек нееврейского происхождения, который лично участвовал в попытке спасти хотя бы одного еврея, вне зависимости от того, увенчалась эта попытка успехом или закончилась провалом.
— Спасение евреев было сопряжено для этого человека с риском для жизни. Этот критерий является центральным.
— Действия не были продиктованы корыстолюбием, помощь оказывалась безвозмездно и без каких-либо предварительных условий.
Праведникам Народов Мира вручается диплом и Памятная медаль, на которой выгравированы слова из Талмуда: «Человек, спасший одну жизнь, спас всё человечество».
Мы направили в отдел Праведников Мемориального института Катастрофы и Героизма европейского еврейства «Яд Вашем» в Израиле ходатайство и все собранные документы для присвоения этого звания протоиерею С. Кучинскому.
На сегодняшний день в Беларуси присвоено звание Праведник 618 людям (по данным Яд Вашем на 01.01.2016 г.). Среди них только 7 священно- и церковнослужителей. В книгах «Праведники народов мира Беларуси» (Мн., 2004, 2015 г.) приведены истории 2 ксендзов, 2 пресвитеров, 1 монахини, 1 сторожа в костеле и 1 православного священника, которые спасали евреев в годы Великой Отечественной войны.
Надеемся, что скоро к ним прибавится еще одно имя – имя православного священника, нашего земляка Стефана Кучинского.
Достоверно известно, что отец Стефан оказывал помощь и другим евреям местечка Свислочь. Он крестил их в православную веру, а потом помогал переправлять в глухие деревни, где они скрывались от фашистов или уходили в партизаны, и так сохранили свои жизни.
Многие жители д. Свислочь утверждают, что в годы Великой Отечественной войны С. Кучинский был связан с партизанами и даже передал им деньги, собранные жителями, для нужд Красной Армии. К сожалению, подтвердить факт участия протоиерея С. Кучинского в партизанском движении не представляется возможным. В Национальном архиве РБ установленных сведений об этом пока найти не удалось.
За свое подвижническое служение протоиерей Стефан Кучинский неоднократно награждался церковными наградами. По свидетельству его дочери Серафимы Кучинской, из наград он имел скуфью, набедренник, камилавку, орден Анны III степени, палицу, наперстный крест и крест с украшениями. К сожалению, ни этих наград, ни документов к ним найти на сегодняшний день не удалось.
Есть свидетельство М.М. Яновской, бывшей жительницы дер. Свислочь, проживающей сейчас в г. Минск, о том, что в конце 1990-х или начале 2000-х годов невестка С. Кучинского передала крест с украшениями одному из вновь назначенных свислочских священников. Вот как она об этом рассказывает: «Однажды я была свидетелем, как невестка священника Кучинского тетя Шура Кучинская принесла в новую церковь крест. Назвать это здание церковью в полной мере нельзя (раньше там были какие-то конторы: сплавной участок, поликлиника, что-то еще), а потом сделали церковь. Это здание и сейчас стоит, но церкви там уже нет. Это было уже после перестройки, но в каком году, я точно не помню. При мне она вручила батюшке этот крест. Крест был небольшой, металлический, блестящий, украшен синими камушками. Священник держал его в руке. Она отдавала знаете где? Была отдельная комната, где подавали записки. Она при мне сказала, что это крест ее свекра Кучинского».
Я пыталась найти подтверждения других свидетелей о передаче креста и самом кресте, а также имя священника, которому был передан крест, но пока этого сделать не удалось.
Документальное подтверждение есть только об одной из наград – палице. В «Послужном списке Кучинского С.О.», хранящемся в архиве Минского епархиального управления, собственной рукой священника написано, что в 1948 г. архиепископом Минским и Белорусским Питиримом он награжден палицей.
Считаю, что отец Стефан Кучинский – настоящий подвижник, бессребреник, который по благословению Божьему совершил подвиги спасения человеческих душ, что является чудом наяву.
По моему мнению, отец Стефан Кучинский заслуживает быть причисленным к лику Святых РПЦ. Тем более, что такие прецеденты есть. По утверждению известного историка М. Шкаровского, четверо священно- и церковнослужителей Русской Православной Церкви, погибших, спасая евреев, а именно: священник Димитрий Клепинин, архимандрит Георгий (Перадзе), монахиня Мария (Скобцова, Кузьмина-Караваева) и псаломщик Юрий Скобцов, уже прославлены в лике Святых.
К счастью, отец С. Кучинский избежал гибели. Но от этого его нравственный подвиг никак не уменьшается, а, скорее, даже возвеличивается, ибо он смог продолжить свою подвижническую деятельность и в мирное послевоенное время.
Цыганок Неонила Львовна, учитель истории и обществоведения ГУО «СШ № 2 г. Осиповичи», учитель-методист.
C 2006 года занимается изучением истории Холокоста в Осиповичском районе. За эти годы впервые достаточно полно была изучена история осиповичского еврейства, создана карта довоенного города (южной части, где в основном проживали евреи), установлены имена, фамилии, род занятий 308 евреев, проживавших до войны в г. Осиповичи, уточнены списки уроженцев и жителей г. Осиповичи и Осиповичского района еврейской национальности, которые подверглись необоснованным репрессиям и затем были реабилитированы.